серия КОПЭ
ЗЕЛЕНЫЕ ГОРЫ
Неофициальный сайт инвесторов группы ПИК

Варшавское ш., вл. 16Б
Донской район
 
  >> Главная >> О Районе >> История Донского района  

История Донского района

В 1903—1908 гг. вокруг Москвы была проведена Окружная железная дорога. На севере и востоке она прошла очень далеко от застав, на западе и юге — близко к ним. Но предположение, что город будет расти всего сильнее на север и восток, не оправдалось. Он сильнее рос на юго-восток и юг, и уже к 1917 г. перешагнул здесь через Окружную железную дорогу.

После Октябрьской революции за заставами развернулось строительство новых фабрик и заводов, рабочих городков и поселков. Громадные корпуса предприятий и многоэтажные жилые дома высятся сейчас там, где раньше были рощи, огороды, пустыри и свалки. Изменился и уличный пейзаж за городскими заставами. Многие дома, построенные здесь в последние годы, могли бы явиться украшением слагавшегося веками центра Москвы.

Одновременно с промышленным и жилищным строительством за заставы проведены водопровод, канализация, газ, электричество, радио и пр. Прошли сюда и трамвай, и автобус, и троллейбус, а в ряде мест и метрополитен. Улицы асфальтированы и прекрасно освещены. На улицах и во дворах много зелени. В домах размещены большие первоклассные магазины, ателье и пр. Возле заводов построены клубы, кинотеатры, библиотеки, читальни, в рабочих городках и поселках — широкая сеть школ, больниц, амбулаторий, родильных домов, детских яслей и т. д.

Новое строительство Москвы продолжается как в описываемой местности, так и по всем районам, стирая границы между центром и окраинами и превращая столицу в красивый благоустроенный город.

ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ

Варшавское шоссе является частью Серпуховского шоссе, от южного конца Большой Тульской улицы. Свое название оно получило в 40-х годах XIX в., как связывающее Москву с Варшавой через Подольск, Малоярославец и т. д. Длина шоссе в пределах городской черты — 4 530 м. В очерке дается описание части шоссе, ближайшей к городу, в пределах Окружной железной дороги. На этом отрезке оно имеет в длину 1 436 м.

До середины XIX в. здесь не было почти никаких строений. Стояли лишь (с 1824 г.) полукустарные чесальные фабрики Алексеева, ныне входящие в состав фабрики имени М. И. Калинина. Имелась еще небольшая красильная купца Обелихина, которую в 1867 г. купил Мещерин. Стоявшие вблизи фабрик редкие крестьянские избы чередовались с овинами, огородами и пр.

Застройка шоссе началась во второй половине XIX в. Одной из первых была построена в 1867 г. бумагопрядильная и ткацкая фабрика «Даниловская мануфактура Мещерина и К0» (ныне имени М. В. Фрунзе). В 1884 г. рядом с ней появилась Даниловская камвольно-прядильная фабрика (теперь имени М. И. Калинина). В наше время — это крупнейшие предприятия Москвы. Они занимают громадную территорию между шоссе и Москвой-рекой и окружены множеством кирпичных зданий.

Во время первой мировой войны, в 1916—1917 гг., на Варшавском шоссе на месте обойной фабрики Алпатова появился эвакуированный из Риги завод «Мотор».

До Великого Октября эти три предприятия были здесь почти единственными. В советское время к ним прибавилось немало других фабрик и заводов. В 1927 г. сейчас же за фабрикой имени М. И. Калинина, в корпусах указанного выше завода «Мотор», был устроен механический завод текстильного оборудования. На территории фабрики имени М. В. Фрунзе разместились механико-строительный завод имени 1 Мая и хлебопекарня № 89 МОПО.

Все перечисленные предприятия стоят на левой, нечетной стороне шоссе. Противоположная сторона шоссе до линии Павелецкой железной дороги, идущей параллельно ему, когда-то была покрыта холмами и оврагами и являлась для строительства неудобной. Она носила название «Зеленые горы», так как летом была сплошь покрыта травой.

Но в 1917 г. на этой правой стороне уже стояли громадные корпуса казарм для рабочих Даниловской мануфактуры, мелкие частные дома, лавки, чайные, трактиры. Словом, территория по шоссе была сплошь застроена. В 1926 г. здесь был построен небольшой кожевенный завод — школа ФЗУ. Для него были использованы корпуса полукустарного завода Тимофеева.

По этой же стороне прошел по шоссе трамвай к Верхним Котлам и затем в село Коломенское.

В 1925 г. деревянный мост через Андреевский овраг на Варшавском шоссе, существовавший с 1848 г., развалился и был заменен железобетонным.

В самом начале шоссе, не доходя фабрики имени М. В. Фрунзе, был построен большой деревянный мост через Москву-реку в Тюфелеву рощу, на месте которой в 1930-х гг. развернулся автозавод имени И. А. Лихачева. По мосту прошел трамвай.

Рядом с мостом, к северу от него, построен речной вокзал для пассажиров, следующих из Москвы вниз по реке Москве и Оке на Волгу, Каму, Белую. Красивое здание вокзала построено по проекту архитектора Р. Я. Хигес. Зеленая площадка близ вокзала обращена в детский парк.

Отдых на комфортабельном пароходе всегда привлекает москвичей. В летние дни на вокзале можно встретить отпускников, курортников, туристов. Многочисленные экскурсанты совершают отсюда увлекательные поездки в Коломенское, Дьяково и другие места. Недалеко от моста через Москву-реку Варшавское шоссе пересекает мост Донбасской железной дороги.

В конце 1940-x гг. дома, стоявшие по правой, четной стороне шоссе, были снесены, шоссе расширено вдвое, асфальтировано, прекрасно освещено и озеленено. Проезд под мостами Павелецкой и Окружной железных дорог значительно расширен.

В 1950-х гг. почетной стороне Варшавского шоссе построено несколько больших многоэтажных жилых домов. Из них наибольшее внимание привлекает дом № 32—38 в 14 этажей возле Окружной железной дороги, построенный для рабочих завода имени Владимира Ильича. В нем 259 квартир, жилая площадь 10 780 кв. м. Авторы проекта этого дома — архитекторы Ю. В. Попов, Н. М. Шепетильников, В. Г. Шульгин, инженер-конструктор В. С. Николаев.

Варшавское шоссе является в настоящее время не только главной магистралью на юге столицы, но и частью большой автомагистрали, связывающей Москву с Симферополем и другими городами Украины и Крыма.

ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ (за Окружной железной дорогой)

Варшавское шоссе за Окружной железной дорогой тянется вдоль Нижних Котлов на протяжении 1 048 м и вдоль Верхних Котлов — на протяжении 2 046 м, всего на 3 094 м.

Село Котел (впоследствии называвшееся Нижние Котлы) известно с XIV в., но, вероятно, находилось здесь и раньше. Через него проходила большая военная и торговая дорога из Великого Новгорода к берегам реки Оки — в Рязань и другие города.

У этого села 2 декабря 1606 г. произошел бой между отрядами И. И. Болотникова и войсками царя Василия Шуйского. Потерпев поражение, Болотников отступил к Серпухову.

Когда в 1775 г. Екатерина II захотела устроить триумф возвращавшемуся из армии победителю турок графу П. А. Румянцеву-Задунайскому, в Нижних Котлах были устроены первые триумфальные ворота.

В одном из домиков в Верхних Котлах проживал известный художник В. В. Верещагин, погибший в 1904 г. в Порт-Артуре вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск».

В советское время город по Варшавскому шоссе дошел уже до Верхних Котлов. В Нижних Котлах в 1928 г. был построен промышленный гигант — кожевенный завод Кожобъединения. Часть его разместилась в реконструированных цехах бывшего здесь полукустарного завода Заметкина.

В 1940—1950-х гг. в Верхних и Нижних Котлах построены многоэтажные жилые дома, школы, бани, пожарное депо и пр.

Город продвинулся и дальше. Вдоль шоссе и близ него в Москворецком районе возникло несколько рабочих поселковзавода имени И. А. Лихачева, поселок Видное, поселок на Загородном шоссе, новый жилой поселок на развилке Варшавского и Каширского шоссе и др.

Близ Варшавского шоссе теперь идет несколько больших улиц и проездов. От Окружной железной дороги параллельно шоссе идет Нагорная улица (бывш. Катуаровское шоссе) длиной 1 416 м. От Варшавского шоссе отходят: Котловская улица длиной 1 359 м, Фруктовая улица длиной 1 761 м, Болотниковская улица длиной 761 м, 7-я линия Варшавского шоссе и др.

Параллельно Варшавскому шоссе идут: от Котловской улицы— 1, 2, 3 и 4-я линии этого шоссе, от Фруктовой улицы — 5-я и 6-я линии.

Большинство названных улиц покрыто асфальтом, обсажено деревьями.

Сеть улиц и переулков продолжает развиваться.

На шоссе построен 10-этажный дом № 4. В нем 350 квартир, 12 тыс. кв. м жилой площади. Авторы проекта — архитекторы П. Ревякин, В. Тукинов, Б. Головин, инженеры-конструкторы М. Фальберг, Ефимов.

В поселки проведен из центра города трамвай. Кроме того, по шоссе ходит много автобусов. Шоссе прекрасно асфальтировано, освещено и озеленено.

К западу от Варшавского шоссе, между ним и Черемушками, развертывается сейчас на 436 га (не считая примыкавшей загородной парковой зоны) большое строительство. Под жилые кварталы отведено 50% всей территории, около 13 % — под зеленые насаждения общественного пользования, остальное — под дороги, улицы и пр.

В центре разбивается большой общественный сад со спортивными площадками. Кварталы, от 30 до 35 га каждый, будут иметь в общем до 35 тыс. квартир, площадью 1 млн. кв. м, с населением в 100—120 тыс. человек. Дома будут строиться в пять и восемь этажей и располагаться в каждом квартале отдельными корпусами, параллельными или перпендикулярными друг другу, в меридиональном и широтном направлениях. Их строительство уже идет.

Кроме пяти существующих здесь школ, будет построено еще 19, на 880 мест каждая, 98 зданий для детских садов, 4 кино на 3 380 человек и пр.

Район строительства находится в здоровой местности, в 1,2—2 км от промышленных предприятий. Строительство намечено осуществить в 1955—1960 гг. Авторы проекта — архитекторы 3. Розенфельд и В. Нестеров, инженеры — А. Дроздов и М. Семенов.

Большие работы по застройке Варшавского шоссе от Окружной железной дороги до разветвления Варшавского и Каширского шоссе Главмосстрой наметил закончить в 1960 г.

К 1960 г. на этом отрезке Варшавского шоссе, где еще сохранились ветхие деревянные дома, поднимутся десятки пяти- и восьмиэтажных корпусов, почти на 170 тыс. кв. м жилой площади. Одновременно будут построены магазины, детские сады, ясли, школы и пр.

На месте разветвления Варшавского и Каширского шоссе создается новый большой массив с жилой площадью почти в 50 тыс. кв. м. Это строительство, начатое в 1957 г., развертывается широким фронтом. В конце 1958 г. начнут вступать в эксплуатацию первые жилые корпуса.

В них поселятся работники Дубининского завода, Главмосжелезобетона, «Гипронефтемаша», «Газтоппрома» и др.

На самом южном отрезке Варшавского шоссе, у въезда в город по магистрали Симферополь—Москва, уже возвышаются новые пяти- и восьмиэтажные дома; некоторые из них заселены. Скоро будут закончены и примут новоселов и остальные здания. В корпус № 14 (дом № 186) въедут работники фабрики имени Калинина, в корпус № 10 (дом № 162) — кадровики завода имени Карпова, в корпус «Г» (дом № 155) —работники треста «Моспродстрой».

В ближайшее время здесь будет завершен и сдан в эксплуатацию экспериментальный пятиэтажный дом с поперечными несущими стенами. Это новшество позволяет сокращать сроки строительства, экономит до 30% кирпича и открывает широкий простор для использования новых эффективных материалов-утеплителей: пеностекла, минеральной пробки, пенокералита, газобетона. Новая конструкция дает возможность снизить вес здания почти на четверть. Удобна и планировка — все квартиры малометражные, рассчитаны на одну семью.


Сытин П.В.
Из истории Московских улиц (очерки)
1958 г.
сперто с www.archeologia.ru

История
Инфраструктура
Рейтинг района
Рейтинг районов Москвы
Другие рейтинги районов - http://rating.rbc.ru/

памятник гагарину

донской монастырь

налоговая

шуховская башня

метро тульская

Hosted by uCoz